Автотурне по Крыму. Часть 7 – городище Мангуп-кале

Рубрики: Крым, НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ
Теги: ,

Из Севастополя, не заезжая в Инкерман, мы поехали в Бахчисарай. Но на пол пути решили все-таки поехать в Мангуп-кале, о котором много интересного прочитали в одной из книг о Крыме. Вернее мы даже сделали хороший круг, так как из Севастополя лучше всего было ехать через Черноречье и Терновку, а мы поехали через Инкерман и свернули возле поселка Верхнесадовое, проехали Холмовку, Красный мак и наконец выехали к Мангупу.

К Мангупу мы подъехали со стороны озера, хотя говорят, что можно подниматься с другой стороны, с которой подъем не такой сложный. Правда о сложном подъеме я и не предполагал, так как почему-то думал, что этот пещерный город находится не в горах, а максимум в 50-100 метрах от уровня моря.

Возле Мангупа раскинулось небольшое озеро, на дне которого затоплено средневековое поселение. Говорят, что это вовсе не озеро, а выкопанный пруд в 1995г. И когда его выкапывали, наткнулись на это поселение. Вызвали археологов, но поработать им не дали – все затопили водой…

Озеро возле Мангупа

Возле озера стоит одна-единственная гостиница, где мы хотели заночевать, но свободных номеров не было. Правда мы надеялись, что долго на Мангупе не задержимся, хотя уже и был вечер. Но мы ошибались – только подъем занял у нас около 2 часов.

Машину оставили как можно ближе к подъему и пошли пешком. Уже через минут 15 мы поняли, что быстро двигаться не получится – мы просто не рассчитали, что подъем будет очень крутой и длинный. Люди, которые уже спускались назад удивленно спрашивали, почему мы идем туда так поздно.

Сам подъем к Мангупу был среди деревьев, которые выросли здесь только в ХХв., а до этого здесь была голая местность. Когда уже возвращались уставшие назад на УАЗике, который я поймал на вершине, спросил водителя, почему не сделали подъемник. Он ответил, что как-то уже приезжали сюда, что-то рассчитывали и высчитывали, но оказалось дорогим удовольствием, поэтому пока о подъемнике больше и не говорят. Судя по интонации водителя, он доволен, что здесь нет подъемника – прибыли больше :)

Поднимались мы около 1км, вроде и небольшое расстояние, но какой же крутой был подъем. Где-то на полпути Лиля не выдержала и уже хотела спускаться назад, но немного передохнув, решила продолжить подъем.

Так мы поднимались достаточно долго, пока неожиданно не появились в зарослях леса стены. И там же рядышком был маленький родничок, где можно было выпить воды и умыться от жары. Дальше тропа расходилась – прямо и влево вверх. Мы выбрали второй вариант и заблудились на вершине. Мы то думали, что поднялись наверх и перед нами откроется пещерный город со своими пещерами и строениями… Но кроме деревьев, поля и растущей на нем травы больше ничего вокруг не видели. Только рядом пробежала черная кошка и злобно посмотрела на нас. Сразу вспомнились старые байки о ведьмах, которые превращались в черных кошек :)

Решили не угадывать путь, а просто полежать на траве и подождать каких-то путников, голоса которых мы слышали вдали. Так потихоньку и держась левой стороны мы вышли к еще одному роднику возле скал. А там нам подсказали, что мы идем не туда и нам нужно держаться правой стороны. Но тропинки нигде не нашли и пошли напролом через кустарники, заросли и деревья. Блукали мы так еще около 20 минут пока случайно я не заметил впереди чью-то голову. Вот только тогда мы наконец вышли на тропу к пещерам. А если бы на той развилке пошли прямо – уже давно бы вышли куда нужно…

схема-план пещерного городища Мангуп-кале

Мангуп-кале – самый большой по площади средневековый город-крепость в Крыму. Хотя история упоминает о Мангупе значительно раньше средневековья…

Город был столицей княжества Феодоро. Средневековое княжество Феодоро располагалось на обширной территории, кроме городов и замков, возникших на вершинах соседних «столовых» гор, ему принадлежало Южное побережье от Алушты до Балаклавы. О неприступности горы, на которой расположился город, позаботилась сама природа. Южный склон отвесный, северный – труднодоступный, подняться на плато можно по оврагам, которые жители перегородили мощными стенами с башнями.

Город не пострадал от нашествия темника Ногая в 1299 году, не сумели его захватить и орды хана Едигея сто лет спустя. Но часть княжества была завоёвана татарами. В XIII веке в Крыму утверждаются генуэзцы, они захватывают порты на южном берегу и основывают там свои торговые фактории. Потеряв гавань в Балаклаве, феодориты строят порт в устье реки Чёрной, где по приказу князя Алексея возводится крепость Каламита.
Несмотря на потерю значительных территорий, мангупское княжество остаётся влиятельным государством. С князьями Феодоро желали породниться правители других стран. Известно, что господарь Валахии и Молдавии женился на дочери князя Исаака, Великий московский князь Иван III направил послов, чтобы сосватать другую дочь, но этому помешало вторжение турок.

Весной 1475 года умер князь Исаак, из Молдавии срочно прибыл его сын Александр и вступил на престол всего за несколько дней до появления у берегов Крыма турецкого десанта. Шесть месяцев держался осаждённый Мангуп, но голод и болезни вынудили феодоритов сдаться. Город был разграблен и сожжён, жители убиты или уведены в плен. Позже турки отстроили крепость и разместили здесь свой гарнизон. После присоединения Крыма к России с плато ушли последние жители, и город начал постепенно разрушаться.

Пройдя еще немного мы увидели первую пещеру на нашем пути. Верхушка плато, на которую мы вышли, была настоящей скалой. И именно в скалах древние жители выдалбливали себе дома. Ходить здесь нужно осторожно, так как легко можно провалиться в один из их бывших “квартир”.

В некоторые из пещерных домов мы спускались. В одном месте несколько маленьких комнат, в другом – комнаты попросторней. А с самого плато с высоты 600 метров открывался красивый вид вниз на ближайшие окрестности.

Наконец мы дошли до цитадели, от которой остались руины и забор, который огорожал скальный мыс, где жило правление княжества, от города. Там же возле стены мы и нашли на чем будем спускаться назад – договорились с водителем УАЗа за 50грн (200р.) спустить нас двоих к подножию Мангупа.

У нас оставалось всего 15-20 минут, чтобы осмотреть все то, что находилось за стеной, т.е. цитадель. Особо не останавливаясь по пути мы дошли до края мыса, к дозорной башне. Верхушка не впечатлила, но самое интересное и заманчивое было под ней – целый комплекс пещер, сделавший славу Мангупу.

Лилю оставил наверху, а сам спустился по лестнице чуть ниже и оказался в комнате, откуда открывался вид как на ладони. Но это еще не все – можно было спуститься еще ниже, но я не рискнул, так как спуск был почти на самом обрыве, да и к тому же были сильно счесаны ступени и легко можно подскользнуться и улететь с высоты 500-600м.

Времени ни на что больше у нас не оставалось, иначе пришлось бы ночевать в одной из пещер :) Поэтому мы вернулись назад и поехали с другими попутчиками вниз. По дороге попадались такие ухабы, камни и ямы, что все пассажиры удивлялись, как можно проехать на машине. Но водитель был опытный, да и его УАЗ оказался выносливым. Мы бы на своем Дэу точно застряли :)

Хотели заночевать в гостинице, но все номера были заняты. Водитель предложил заночевать у его знакомых, тем более сказал, что будет баня! Но как оказалось, наши понятия о бане и его знакомых значительно отличались Я не знаю, как можно летний душ назвать баней…

В итоге мы поехали в Бахчисарай, где долго искали ночлег, но все-таки нашли в одной убогой гостинице в центе города. Но перебирать харчами не было сил, поэтому покупались и сразу вырубились спать. Чтобы утром на следующий день отправиться смотреть ханский дворец, Успенский монастырь и еще один пещерный город Чуфут-кале. Об этом расскажу в следующий раз…